В древнем мире хоронить умерших считалось святой обязанностью. В истории известен случай, когда афинянами были приговорены к смерти их полководцы, которые выиграли битву при Аргинузах (406 год до н.э.), по причине того, что они не собрали тела убитых воинов и не предали их земле.
Погребению должны были предаваться и противники, и чужеземцы. Погребали как своих, так и чужих воинов, которые пали в бою. Если похоронить врага не было возможности, то тело, хотя бы, забрасывали землей.
С тех пор, как Соломон своими законами уничтожил варварские обычаи, обряд похорон происходил следующим образом.Умершему клали в рот монетку или по-другому обол, что являлось платой для Харона (перевозчик душ ушедших в царство Аида). Потом ближайшие родственники (обычно женщины) обмывали покойника, мазали его маслом, делали венок из сельдерея или еловых веток, одевали в белые нарядные одежды. Обязательно клали в гроб медовый пирожок для того, чтобы задобрить Цербера (собака Харона).
Во второй день после смерти тело выставлялось родственниками в передней части дома таким образом, чтобы ноги и лицо покойника обращались к двери дома. Друзья и родственники умершего находились в доме, а вокруг постели умершего сидели родственницы. Допускалось присутствие посторонних женщин, но они должны были быть не моложе 60 лет. Женщинамразрешалось плакать, однако чрезмерное сильное выражение печали было запрещено законом Солона.
При входе в дом стоял кувшин с водой, которая бралась из чужого дома (дом, где умер человек, считался нечистым) для омовения входящих. Возле ложе умершего ставились разрисованные глиняные сосуды. Ритуальными обрядами и традициями занимались первоначально родственники, а позже и посторонние люди за отдельную плату.
Вынос тела происходил на третий день перед восходом солнца. Вынос сопровождался нанятыми флейтистами или плакальщицами, родственниками и друзьями. Труп или хоронили в земле в гробах, или сжигали (кремировали). Место для погребения обычно находилось вне города, но возле дороги, иногда по ее обочине (в Спарте – внутри). Умерших иногда хоронили в их имениях. В Афинах же было отведено специальное место для погребения, которое находилось перед конскими воротами. Холмы, надгробные камни, колонны, столбы, храмообразные здания и т. д. находились в собственности семьи умершего. И даже на суде право собственности на место захоронения было доказательством родства.
Вместе с гробом в могилу клали и другую утварь, например, сосуды. Позже этот обычай исчез.
Если тела умершего не было, его нельзя было найти (кто-то не был сыскан на поле битвы или утонул в море), то похороны были символические, могила воздвигалась пустая.
Если хоронили человека, павшего от руки убийцы, то на могилу втыкалось копье, что напоминало родственникам об их обязанности преследовать убийцу.
Тех, кто осуждался на смертную казнь за измену отечеству, всегда лишали права на погребение.
В случае, если человек погибал от удара молнии (по верованиям древних греков – был поражен богами), то его хоронили без торжественного обряда, на месте, где он и был убит.
В доме усопшего родственники собирались после погребения на тризну.
На третий день после смерти приносили жертву, на девятый – главную жертву, а на тридцатый – еще одну жертву. В Афинах были запрещены кровавые жертвы. Все это время родственниками носились внешние знаки траура – стригли волосы, снимали украшения, надевали черную (в некоторых областях белую) одежду.
В Древнем Риме, как только умершему закрывали глаза, как присутствующие начинали громко плакать. Потом погребальщик (типа современный похоронный агент) отправлял уборщика, который омывал труп, затем намазывал маслом, одевал и тогу и после клал в парадную постель. В прихожей ставили ветки растений, а рядом с постелью – курильницу.
Погребение проходило на 8-й день. Обычно после провозглашения глашатаем тело торжественно выносилось. Или же это происходило скромно и без шума. Проходило это до обеда. Сначала в похоронной процессии шли музыканты, затем плакальщицы, которые пели умершему похвалы, потом актеры, исполнявшие комические сцены из жизни покойника. После актером несли маски предков умершего из воска, а также картины, которые изображали его деяния (чаще всего, если он был военным человеком). Труп, окруженный курильницами, лежал на погребальных носилках, покрытый золотым или пурпурным покровом. Носилки несли вольноотпущенники умершего или его родственники, если умерший человек был знаменитым, то – всадники и сенаторы. Бедных людей носильщики несли в деревянных ящиках. За носилками шли наследники, вольноотпущенники, родственники и другие люди, одетые в траурные одеяния. Процессия останавливалась на форуме, и кто-нибудь из родственником говорил надгробную речь. После шествие возобновлялось.
Как и у греков, труп или хоронили в земле или сжигали на погребальном костре.
Место, на котором сжигали тело, называлось ustrina. На это место сначала бросали венки, цветы, потом поджигали дрова, громко плакали и лили на огонь благовония или вино. После того, как костер догорал, золу и тлеющие угли тушили, потом собирали кости умершего, вином и молоком окропляли их, сушили, а после запечатывали в ящик или урну. Потом урну и благовонные масла и мази опускали в могилу.
Если умершего хоронили, то его труп клали в каменный или деревянный гроб, позже опускали в землю или склеп. Бедных людей и рабов хоронили на Эсквилинском холме, а богатые хоронились в отдельных местах. С XI в. до н. э. и поII в. н.э. практиковались захоронения в камерных и шахтовых гробницах, а также саркофагах. Для богатых и знатных мужей строили роскошные погребальные сооружения (римские круглые гробницы: замок Св.Ангела, ЦецилииМетеллы, башни в провинциях).
Чтобы очиститься, участники похорон по возвращению домой окропляли себя водой, а также переступали через огонь.
На девятый день после погребения происходило угощение умершего, которое ставили на могилу, и жертвоприношение. На могиле или дома устраивали большой пир, приглашали гостей. Если умерший был знатным и богатым человеком, то его родственники устраивали раздачу мяса и угощали народ. Богатые поминки завершались боями гладиатором и играми.